Всего в получасе езды от Витебска, на берегу Западной Двины, расположена усадьба Здравнёво - ныне филиал Витебского краеведческого музея.
А сто лет назад, в конце 19 века, Здравнёво принадлежало великому русскому художнику Илье Ефимовичу Репину.
Усадьбу Илья Ефимович приобрел в мае 1892 году, в разгар своей славы. На персональной выставке художника, посвященной 20-летию творчества, его "Запорожцы" имели громкий успех и были куплены императором Александром III за 32 тысячи рублей (огромная по тем временам сумма). В мае 1892 года Репин за 12 тысяч рублей приобрел шляхетский фольварк на высоком берегу Двины. На старых планах имение именовалось Дровневым.
Почти десять лет - с 1892-го по 1900-й год Репин регулярно приезжал в свое новоприобретенное поместье, название которому придумал сам. Великий художник, приобретший, помимо усадьбы, прилегающие к нему 108 десятин земли, лес, пашню и 40 голов крупного рогатого скота, с головой погрузился в хозяйственные заботы. "Уборка хлеба, молотьба, косовица, овощи - все это разом нахлынуло на нас", - писал Илья Ефимович. Оставалось переделать дом по своему вкусу. Репин оказался знатным архитектором. По его эскизам и чертежам перестраивается здание, превращаясь в уютное, светлое и удобное жилье. Самая оригинальная деталь дома - настоящая башня с зубцами, балконами, террасами, комнатками и лестницами для входов. Как выглядела усадьба при жизни художника, можно увидеть на старых фотографиях и акварелях. Это место сыграло большую роль и в личной жизни художника. Здесь умер его отец и был похоронен на кладбище в деревне Слобода (ныне пос. Верховье). Сюда из голодного Петрограда приехала дочь Ильи Ефимовича, Татьяна. Здесь она вышла замуж, преподавала в школе, образованной в имении отца. Здравнёво посещали родственники, знакомые и ученики художника. Здесь Репин создал более 40 картин и рисунков: "Осенний букет, "Дуэль", "Охотник", "Барышни на прогулке среди стада коров", "Лунная ночь", "Портрет сына художника", "Белорус", "На Западной Двине. Восход солнца", "Яблони в цвету" и др. Прямо там, на природе, находил он своих героев, как, например, крестьянина из соседней деревни Сидора Шаврова, который послужил прототипом для картины "Белорус", хранящейся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге.